ПРОЧНОСТЬ, РЕСУРС, ЖИВУЧЕСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ МПТ И ОБЪЕКТОВ: ОБОСНОВАНИЕ И НОРМИРОВАНИЕ

Член-корреспондент РАН Махутов Н.А., Председатель Комиссии РАН по техногенной безопасности , Председатель МЭС по безопасности МПТ и объектов.

Аннотация  

Рассматриваются силовые, деформационные, детерминированные и вероятностные методы оценки напряженно-деформированных и предельных состояний в опасных зонах морских подводных трубопроводов и объектов. Приведены определяющие взаимоувязанные выражения для обоснования, определения, назначения и нормирования системы запасов прочности, ресурса, живучести, безопасности и защищенности от отказов, аварий и катастроф для трубопроводов и объектов, отнесенных к I, II классам опасности и к категории критически важных для безопасности.

Ключевые слова: морские подводные трубопроводы и объекты, прочность, ресурс, живучесть, безопасность, защищенность, риск, напряжение, деформация.

1. Постановка проблем

Современные наука, техника и технологии позволили человеку и человечеству на протяжении веков и тысячелетий освоить трехмерные x-y-z пространства жизнеобеспечения и жизнедеятельности. Вначале это были локальные точки х, у обитания, потом освоение плоских жизненных двухмерных пространств х-у на поверхности планеты протяженностью до 40.000 км (период великих географических открытий), потом, в ХХ – XXI вв., освоение оси +z в воздушном (до 40 км) и космическом пространстве (от 102 до 1,5х108 км). И только направление –z до настоящего времени реально освоено до малых глубин. Это относится к глубокому подземному бурению (до 15 км) и подводному погружению (до 11 км). Современные подводные морские и океанические инфраструктуры расположены на глубинах до 2,5÷5 км. При этом добыча и транспортировка углеводородов сосредоточена пока на глубинах до 2,2 км (магистральный трубопровод «Голубой поток»).

Сложность реализации современных проектов по исследованиям, проектированию, строительству и эксплуатации подводных морских трубопроводов и объектов связана с чрезмерно высокими внешними (до 22 МПа) и внутренними (до 400 МПа) статическим и переменным давлением, малой изученностью и сложностью рельефа дна, наличием коррозионных, сейсмических, ледовых воздействий, волн цунами.

По мере длительного развития морской подводной техники и технологий (особенно с начала ХХ в.) проходило [1-5] совершенствование научных методов исследований и поэтапное обоснование прочности (с 1940-1950 гг.), долговечности (с 1950-1970 гг.), надежности (с 1980-1990 гг.), безопасности, живучести (с1990-2000 гг.), безопасности (с 2000-2010 гг.) и защищенности (2020-2030 гг.).

Вместе с тем, несмотря на существенно высокие результаты научных исследований, проектных и технологических разработок в нашей стране и за рубежом на морских подводных и надводных объектах, подводных трубопроводах возникали многочисленные отказы и разрушения, крупные аварии и тяжелые единичные катастрофы с огромными социальными, экономическими и экологическими ущербами. Катастрофы на подводных дизельных и атомных подводных лодках («Трешер» - США, «Комсомолец» - СССР, «Курск» - Россия); на морских платформах («Пайпер Альфа – Великобритания, ВП – США, «Кольская» - Россия) сопровождались гибелью десятков и сотен людей, крупными пожарами, разрушениями, затоплениями с экстремальными экономическими потерями до 60 млрд долл. Особую актуальность проблемы безопасности и защищенности от аварий и катастроф приобрели после крупных террористических атак на российские подводные морские магистральные трубопроводы СП-1, СП-2 в Балтийском море 26.09.2022 г.

Анализ большой значимости указанных выше проблем для морских подводных трубопроводов и объектов привел к ряду важных государственных и межотраслевых решений:

  • принятию Морской доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.07.2022 №512;
  • созданию Морской коллегии по Указу Президента Российской Федерации от 13.08.2024 №691 и последующая организация при ней межведомственных комиссий и советов;
  • формированию в 2023 г. и началу деятельности Межведомственного экспертного совета по безопасности морских подводных трубопроводов и объектов (МЭС).

В 2023-2024 гг. на организационных и технических заседаниях МЭС в Российской академии наук, в Минпромторге, в Аналитическом центре Правительства Российской Федерации, в Ростехнадзоре, а также на выездных совещаниях в Астрахани, С-Петербурге были намечены, обсуждены и приняты основные направления деятельности МЭС по обоснованию и повышению безопасности морских подводных трубопроводов и объектов. Их результаты освещены в публикациях базового журнала «Морская наука и техника» [1].

На настоящей научно-практической конференции «Морская наука и техника. Безопасность морских трубопроводов и объектов» рассматриваются:

  • базовые составляющие решения научно-методических проблем безопасности;
  • современное состояние и развитие правовой и нормативной основы безопасности;
  • современные технологии расчетов и испытаний, диагностики состояний, мониторинга рисков;
  • перспективные методы и средства предупреждения и защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций для функционирующих, строящихся и проектируемых трубопроводов и объектов.

Ниже в докладе основное внимание уделено последнему направлению.

2. Обоснование прочности

На протяжении всего периода создания и использования морских подводных трубопроводов и объектов в качестве базового требования было обеспечение их прочности при действии проектных нагрузок, выбранных конструкционных материалах и технологиях. Это требование относится ко всему комплексу анализируемых трубопроводов и объектов [1].

АКВАТОРИИ: АЗОВСКОЕ, БАЛТИЙСКОЕ, БАРЕНЦЕВО, КАРСКОЕ, КАСПИЙСКОЕ, ОХОТСКОЕ, ЧЕРНОЕ МОРЕ

НОМЕНКЛАТУРА ОБЪЕКТОВ

РЕСУРСНЫЙ ШЕЛЬФОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Таблица 1 – состояние реализации Морской доктрины, федерального законодательства и стратегий в сфере безопасности морских объектов шельфовых нефтегазовых комплексов

В табл. 1 приведены сводные данные об этих трубопроводах и объектах, подведомственных Ростехнадзору, а также ресурсный потенциал стран, имеющих выход на шельф для добычи углеводородов.

Соответствующие трубопроводы и объекты отнесены к I, II классам опасности. При этом Россия является [1, 2] ведущей страной мира по ресурсному потенциалу, что определяет важность и актуальность всех решаемых проблем и, в первую очередь, проблемы прочности. Ключевой для всех решений является унифицированная структурная схема, объединяющая три компоненты обоснования работоспособности (рис. 1).

Для оценки прочности используются [2, 3]:

  • максимальные эксплуатационные нагрузки Qэ(τ) для данного этапа τ жизненного цикла;
  • характеристики напряженно-деформированного состояния «σэ (τ), eэ(τ)»;
  • силовые и деформационные критерии предельных состояний « σк (τ) - eк(τ)».

В основных расчетах прочности под Qэ(τ) понимаются наружные Pн(τ) и внутренние Pв(τ) давления, изгибающие Mи(τ) и крутящие Mк(τ) моменты, осевые силы No(τ) и поперечные Nп(τ) силы.

   Qэ(τ) = F {(Pн(τ),Pв(τ)), (Mи(τ), Mк(τ), No(τ), Nп(τ)},    (1)

При нормативном определении напряженно-деформированных состояний расчеты ведутся [1-3] аналитическими методами сопротивления материалов, теории упругости, теории стержней, пластин и оболочек

σэ (τ) = Qэ(τ)/{Fo , Wo},   (2)

где Fo , Wo - площадь и момент сопротивления (осевой и полярной) опасного сечения.

Для определения σэ (τ) всё большее применение находят численные методы (в первую очередь, метод конечных элементов – МКЭ).

Прочность считается обеспеченной, если номинальные напряжения по (2) не превышают допускаемые значения [σ]

σэ (τ) ≤ [σ] = σоп/nσ= min{σт/nт, σв/nв},    (3)

где σоп, σт, σв - опасные напряжения, предел текучести и прочности соответственно; nσ, nт, nв - запасы по напряжениям.

Для первых морских подводных трубопроводов использовался только запас по пределу прочности (nσ= nв=3,0÷3,5) для предупреждения разрушений. В последующие годы в связи с применением более высокопрочных материалов стали назначаться запасы по nт, nв (nт < nв) при их величинах 1,2≤ nт ≤1,5; 2,0≤ nв ≤2,5.

Для глубоководных морских трубопроводов, сосудов и объектов наряду с условием прочности по (3) с учетом перепада давлений рн, рв проводились расчеты на общую и локальную потерю устойчивости под действием только внешнего давления рв.

В уточненных поверочных расчетах прочности наряду с оценкой номинальных напряжений σэ (τ) = σн(τ) проводятся расчеты прочности по максимальным местным напряжениям σmax (τ) с введением в расчет коэффициентов концентрации напряжений σ, остаточных σо, температурных στ, сейсмических σc, волновых σв и от цунами σц напряжений

σmax (τ)= F {στ, σ ,(σо, στ, σc, σв,)}           (4)

При этом допускаемые напряжения могут быть увеличены, а запасы прочности (с учетом величин σо, температурных στ, сейсмических σc, волновых σв и от цунами σц напряжений) снижены на 20÷25%.

При повышенных уровнях концентрации σ(σ ≥1,5) и величинах напряжений σо, στ, σc, σц и принятых запасах nσ в (3) в наиболее нагруженных локальных зонах наряду с упругими ее возможно образование пластических деформаций ер, когда их суммарные величины превосходят деформации предела текучести ет

е=ee+ep>eTτ /E,           (5)

где Е – модуль продольной упругости (см. рис. 1).

Сопротивление конструкционных сталей пластическим деформациям ер существенно ниже, чем упругим ее. Это описывается степенным уравнением диаграммы деформирования в истинных напряжениях.

σ=σТ(e/eТ)m,                                                                     (6)

где m – показатель упрочнения.

Для области упругих деформаций 0≤е≤ет

m=1; σТ/eТ=E и σ=eE           (7)

В области пластических деформаций до достижения предельных разрушающих деформаций ек в шейке образца (ет<e< ек), 0≤m≤0,25; 0,3≤ eк ≤1,0 по (6).

σ=σТ(e/eТ)m=Sк,           (8)

где Sк - сопротивление разрыву в шейке.

В соответствии с (3) – (8) для проектных эксплуатационных нагрузок Qэ(τ) и широко применяемых конструкционных сталей при m≈0,08÷0,18 изменение локальных напряжений σ/σт составляет 0,25, при изменении деформаций     e/eT- 5,0. Это означает появление неопределенностей при расчетах прочности в напряжениях по силовому критерию σ в выражении (3) и требует перехода к расчетам по деформационному критерию

eЭmax(τ)= F{Qэ(τ), στ, σ, m} ≤ [e]=eоп/ne           (9)

где [е], еоп – допускаемая и опасная деформация соответственно;

ne- запас по деформациям.

Роль концентрации при этом существенно меняется за счет перераспределения напряжений и деформаций – коэффициент концентрации деформаций Ke растет, а коэффициент концентрации напряжений падает (Ke< σ).

С учетом (3), (9) запасы nσ и ne связаны степенной зависимостью

1,5< ne ≤ n1/mσ ≤ 10         (10)

3.Обоснование ресурса

Рассмотренные в п. 2 эксплуатационные проектные нагрузки Qэ(τ) по (1) создают номинальные σэ(τ) по (2), (3) и максимальные σЭmax(τ) напряжения и деформации eэ(τ), eЭmax(τ) по (4)-(9) в предположении их однократного (Nэ=1) воздействия [1-3]. В реальной эксплуатации морских подводных трубопроводов и объектов время нагружения τ и число циклов нагружения Nэ варьируется в весьма широких пределах:

от долей секунд до десятков лет по шкале τ;

от 100 до 1012 по шкале Nэ(τ).

Увеличение τ и Nэ(τ) сопровождается целым спектром повреждающих и поражающих факторов, что ведет к снижению критических, предельных нагрузок Qэк(τ), напряжений σэк(τ) и деформаций eк(τ) за счет процессов старения и деградации (рис. 3).

Рис. 2. Диаграмма деформрования при однократном статическом нагружении:

1 – стандартная диаграмма в условных напряжениях и деформациях; 2 – диаграмма деформирования в истинных координатах

Современные теории длительной и циклической прочности и многочисленные экспериментальные исследования являются основой для построения и использования степенных уравнений долговечности по параметрам времени τ=τк и числа циклов N=Nк. Фундаментальные унифицированные расчетные зависимости для штатных ситуаций связывают их с локальными деформациями еmax по (5), (6),(9)

еemax= {τmτe , NmNe}=Ce, еpmax= {τmτp , NmNp}=Cp,         (11)

где mτe, mNe, mτp, mNp - показатели степени для кривых долговечности по параметрам упругих ее и пластических ер деформаций соответственно (me<mp); Се, Ср – характеристики материала, связанные с прочностью (Sк) и пластичностью (ек) соответственно.

Для сталей параметры Sк, ек определяются экспериментально или расчетом по стандартным свойствам

Sк≌ σв(1+1,4Ψк); eк=ln 1/1-Ψ к         (12)

где к - относительное сужение в шейке при однократном напряжении.

Рис. 3. Кривые циклической и длительной прочности в условных напряжениях (1) и истинных деформациях (2)

Величины mNe, mNp с повышением статической прочности (200≤σт≤600, 420≤σв≤800 МПа) увеличиваются от 0,8 до 0,12 и от 0,5 до 0,6 соответственно.

Величина mτe равна 0,015÷0,020, а mτp - 0,03÷0,04.

Для кривых циклической прочности деформации еemax и еpmax оцениваются в размахах или амплитудах, а для кривых длительной статической прочности – в максимальных значениях этих деформаций.

В расчетно-экспериментальных оценках ресурса, долговечности и сроков службы одновременно используются две группы запасов:

- по времени nτ и числу циклов nN

nτкэ; nN=Nк/ Nэ;         (13)

- по напряжениям nσ и деформациям

nστ= σв(τ)/ σэ, nτек(τ)/еэ         (14)

Для них выполняются неравенства

{nτ, nN }≥{nτе, nеN}≥{nστ, nσN}         (15)

Используя опыт обоснования ресурса объектов, оборудования и трубопроводов атомной энергетики, для морских подводных трубопроводов можно принять {nτе, nеN} на уровне не ниже 2, а {nτ, nN} - не ниже 10. Совместное выполнение условий по уровням запасов nσ, ne, nτ, nN, nστ, n, nσN, neN позволяет количественно оценить прочность и ресурс морских подводных трубопроводов и объектов. По расчетным параметрам ресурса τк, Nк и назначенным запасам nτ, nN оцениваются допускаемые ресурсы

[τ]= τк/ nτ; [N]=Nк/ nN,         (16)

а по ним допускаемый срок службы

cc]=KЭτ [τ]; [Nсс]= KЭN [N],         (17)

где KЭτ, KЭN - коэффициенты экономически и технологически обоснованного использования ресурса.

По опыту реальной штатной эксплуатации {KЭτ,KЭN}=1,05÷1,25.

4. Обоснование живучести

Рассмотренные выше вопросы проектного обоснования прочности и ресурса базируются на предположении, что на стадиях изготовления, строительства, испытаний и пусков в эксплуатацию морские подводные трубопроводы и объекты проходили необходимые контроль и диагностику и в их несущих элементах отсутствовали дефекты и повреждения за пределами установленных норм [1-3].

В реальной эксплуатации эти требования и условия удовлетворяются не всегда:

  • возможны пропуски дефектов, имеющих размеры более допустимых;
  • возможно образование и развитие во времени τ и по числу циклов N новых дефектов за пределами допустимых;
  • возможно образование дефектов после предварительной длительной эксплуатации с их ускоренным развитием в сильно поврежденных зонах.

В таких ситуациях речь идет о живучести (целостности) трубопроводов и объектов за пределами проектных решений, когда:

- исчерпан расчетный ресурс

τэ>τ; Nэ[N]; dt+dn= τэ/[τ]+ Nэ/[N]>1         (18)

- дефектность стала выше приемлемой (допускаемой)

l[τ,N]≥[l],         (19)

где dt, dn - накопленные в эксплуатации повреждения; l[τ,N]- размер наиболее опасного дефекта типа трещины.

Ограничение живучести по времени τ и числу циклов N проводится на основе расчетов по выражениям (16), (17), (18) для стадии образования опасных трещин.

Живучесть на стадии развития трещин оценивается построением диаграмм разрушения, связывающих степень (скорость) роста трещин в зависимости от трех основных факторов:

увеличение нагрузок Qэ(τ) и, следовательно, σэ (τ), eэ(τ);

повышение времени эксплуатации τ= τэ; повышение циклической нагруженности при эксплуатации Nэ(τ).

Эти зависимости описываются базовыми уравнениями линейной и нелинейной механики разрушения с учетом линейных и нелинейных уравнений состояния (5) – (18). Для несущих элементов с трещинами локальные напряжения в вершине трещин в линейной (упругой) постановке с учетом (2), (4) определяются по выражениям

σэmax= КэI/√ πr; КэIэ √ πl,         (20)

где r – расстояние от вершины трещины; KI – коэффициент интенсивности напряжений; l – глубина (протяженность) трещины.

При образовании пластических деформаций eэmax в зоне трещин их развитие проходит более интенсивно, чем в упругом случае. При этом определяющую роль играет коэффициент интенсивности деформаций

KIe= F{KI,(σэТ)m}         (21)

По аналогии с (19) коэффициент KIe с ростом σэ увеличивается быстрее, чем KI по (20).

В общем случае по аналогии с диаграммой деформирования по (6) диаграммы разрушения записываются в форме

{dl/dσ, dl/dτ, dl/dN}=F{KI,(σ/στ, e/eτ),m}          (22)

Для большинства конструкционных материалов эти зависимости имеют степенной вид

{dl/dσ, dl/dτ, dl/dN}=CK, (KI)mk         (23)

где Ск, mк – параметры трещиностойкости материала, определяемые экспериментально или расчетом.

Величина mк – увеличивается с ростом нагруженности (2≤mк≤5), а Ск – зависит от прочности и пластичности материала и способа нагружения конструкции.

Так как характеристики прочности (στ, σв, Sк) зависят от времени τ и числа циклов N нагружения по рис. 3, то и скорости развития трещин оказываются зависящими от них (рис. 4).

Исходное нагружение и последующая эксплуатация возможны при трех вариантах:

  • отсутствие обнаруживаемых дефектов (l=0);
  • образование «0» допустимого дефекта l0;
  • развитие дефекта до критического уровня (l=lк).

Для стадии живучести «0-K» по расчетной диаграмме разрушения вводятся запасы        

nkσ= Кlc эl, nkσ= Кlec эle, lc /lэ          (24)

Здесь в числителе находятся критические значения интенсивности напряжений KIc и деформаций KIеc, критический размер трещины lc, а в знаменателе их величины в заданный момент эксплуатации.

Эти запасы устанавливаются с учетом запасов nσ по (3) и ne по (9), (10)

nT≤nkσ≤nв<{ne, nl}           (25)

Вся система критериев и расчетных выражений (1) – (25) и рис. 1 – 4 относилось к обоснованию прочности, ресурса и живучести для проектных ситуаций, в которых должны исключаться кратковременные, длительные и циклические разрушения на стадиях образования и развития трещин. Указанные выше запасы позволяют принимать конструкторские, технологические и эксплуатационные решения для большого числа морских подводных трубопроводов, что определяет их надежность в штатной эксплуатации.

5. Обоснование рисков, безопасности и защищенности

Все расчетные характеристики определяющих выражений (1) – (25) имеют статистическую, вероятностную природу и трактовку [1-5]. Для каждой из них существуют свои функции плотности вероятности 𝑓(τ) и вероятности Pp(τ). Экспериментами показано, что при вероятностях возникновения опасных состояний Pp(τ)≤0,01 можно пользоваться нормальным законом распределения для параметров напряжений σэ(τ),σТ в, SK и логнормальным для τk, Nk, eэmax. Это позволяет функционально связать базовые запасы n прочности nσ, ресурса nτ, nN и живучести nk, nl с вероятностью достижения заданного предельного состояния. Критическая вероятность Ppk(τ), определяемая по условию отсутствия запасов

Ppk(τ)= F{nσ≤1},          (26)

Выражение (26) характеризует наступление всех стадий повреждения и разрушения, ведущих к аварийной и катастрофической ситуации.

Для расчетного анализа статической прочности количественная связь между запасами nσ, расчетными напряжениями σэ э(τ), пределами прочности σв и Pp(τ) вероятностями оценивается по выражениям

σэ(τ)= σв(1-Zpvσ), Zp=1-nσ/v2σв n2σ v2σэ,          (27)

где vв, vэσ - коэффициенты вариации пределов прочности и эксплуатационных напряжений;

Zp – квантиль нормального распределения.

Для морских подводных трубопроводов и объектов величины vσ могут составлять 0,03÷0,08, а величины vσэ- до 0,05÷0,10. При принятых и указанных выше запасах статической прочности nσ - до 2,0÷2,5 критические вероятности Ррк по вычисленным на основе (27) квантилях устанавливаются по табулированным значениям Zp. В этом случае вероятности Ррк статического разрушения находятся на уровне не выше 10-8÷10-10, что с практической точки зрения при сроках службы до 50 лет является пренебрежимым (ррк<2·10-8 1/год).

Рис. 4. Диаграмма статического σ, длительного (τ) и циклического (N) разрушения

Вместе с тем, учет уменьшения критических разрушающих напряжений вследствие старения, деградации, цикличности, дефектности (см. п.п. 3, 4), а также повышение эксплуатационных воздействий, сопровождающихся увеличением и vσ, vσэможет приводить к существенному увеличению Ррк до 10-2÷10-3 1/год. Если обоснование статической, циклической и длительной прочности при данном анализируемом состоянии морского подводного трубопровода и объекта выполнено по средним значениям σТ, σВ и σэ при Рр=0,5, то при наличии прямой экспериментальной информации на ni-измерений можно определить вероятность Pi(τ) и уточнить закон распределения

Pi(τ)=1-0,5/ ni,          (28)

где i – порядковый номер измерений.

На рис. 5 показана схема оценки изменений опасности состояний трубопроводов и объектов.

На рис. 5 показана схема оценки изменений опасности состояний трубопроводов и объектов

Анализу опасности состояний и предупреждению дальнейшего их развития соответствуют определенные научные, технологические и экономические затраты и ущербы U(τ) на исследования, диагностику, расчеты, построение защиты, ликвидацию последствий. По длительному опыту в различных отраслях техники между параметрами Pp(τ) и U(τ) существуют зависимости степенного вида

U(τ)= Cp Pp(τ) mp         (29)

где Cp, mp - характеристики опасности трубопровода или объекта.

Величина mR находится в пределах 1,8÷2,2. Для тяжелых аварий и катастроф на критически важных морских подводных трубопроводах и объектах Pp(τ) находится в интервале от 3·10-3 1/год до 10-2, а U(τ) - от 1010 до 1011 руб.

По величинам Ррк и U(τ) устанавливаются риски Rk(τ) разрушений, аварий и катастроф

Rk(τ)= F{Pp(τ) U(τ)}≈ Ppk(τ) Uk(τ)         (30)

Указанным выше вероятностям и ущербам отвечают риски Rk(τ) в интервале 107÷109 руб./год.

В соответствии с требованиями риск-ориентированного подхода для снижения рисков R(τ) до приемлемого уровня [R(τ)] необходимо выполнение условий, аналогичных (3), (9), (13), (14), (16), (17)

R(τ)≤ [R(τ)]= Rk(τ)/nR         (31)

где nR - запас по рискам.

В силу малой изученности, сложности и неопределенности в оценках рисков для морских подводных трубопроводов и объектов запасы nR не могут быть меньше nσ; для них в качестве исходных целей можно ориентироваться на величины nR>3/5.

При этом безопасность S(τ) оценивается по сопоставлению рисков R(τ), формирующихся на данной стадии жизненного цикла и приемлемых рисков [R(τ)] по (31)

S(τ)=[R(τ)]-R(τ)           (32)

Если S(τ)≥0, то безопасность можно считать обеспеченной и наоборот; она оценивается в экономических показателях (руб./год).

На основе (31), (32) количественно может быть оценена защищенность от разрушений, аварий и катастроф

Z(τ)=1-R(τ)/[R(τ)]         (33)

Если S(τ)>0, то защищенность обеспечена и наоборот.

Для выполнения условий безопасности по (32) и защищенности по (33) необходимо предусматривать комплексы научных, расчетных, экспериментальных, диагностических, надзорных и нормативно-технических мероприятий с расчетными затратами ZR(τ) на снижение рисков R(τ) до приемлемого уровня

ZR(τ)=1/mz{R(τ)-[R(τ)]},                        (34)

где mz – коэффициент экономической эффективности затрат.

Передовой отечественный и зарубежный опыт показывает, что величину mz –можно достичь на уровне 5÷10. Тогда ежегодные затраты на поддержание безопасности уникальных, критически значимых морских подводных трубопроводов и объектов могут составлять не менее 106÷2·107 руб.

Рис. 6. Сопоставительный анализ эффективности перехода от традиционной (а) на новую риск-ориентированную методологию (б) нормирования, управления рисками для повышения безопасности и защищенности

6. Заключение

Переход на комплексное обоснование, нормирование и обеспечение прочности, ресурса, живучести, безопасности и защищенности морских подводных трубопроводов и объектов с использованием традиционных расчетов прочности и новых риск-ориентированных подходов будет способствовать реализации принципиально новой методологии проектирования, испытаний, строительства и эксплуатации (рис. 6).

В соответствии с действующей нормативной базой при ограниченном внимании к первой (проектирование) и второй (испытание) стадиях жизненного цикла основ основные риски формировались на третьей стадии – эксплуатации. Кардинальный пересмотр этой методологии при увеличении затрат на первую и вторую стадии жизненного цикла может существенно сократить не только риски на третьей стадии, но и интегральные риски для всех трех стадий.

Работа выполнена при поддержке РНФ – грант 20-19-00769.

Литература

1. Морская наука и техника. Научно-технический журнал. Специальные выпуски. 2022-2024, №№ 1, 5, 6, 7.

2. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. – М.: МГОФ «Знание», 1998-2024, т.т.1 – 68.

3. Махутов Н.А. Безопасность и риски: системные исследования и разработки. – Новосибирск: Наука, 2017. – 724 с,

4. Probabilistic modeling in System Engendering. - London: Intech Open, 2018. – 278 р.

5. Исследования и обоснование прочности и безопасности машин / Под ред. Н.А. Махутова, Ю.Г. Матвиенко, А.Н. Романова. – М.: МГОФ «Знание», 2023. – 832 с.

Скачать электронную версию статьи

Скачать электронную версию журнала